30 сентября 2021

Гнатология это наука изучающая височно-нижнечелюстной сустав

Гнатологией называют особое направление в медицине, оно занимает место между стоматологией и челюстно-лицевой хирургией. Именно это направление позволяет более комплексно подойти к лечению височно-нижнечелюстного сустава, различных заболеваний мышечного аппарата, отвечающего за жевание и различные патологии прикуса, а также обдуманно подойти к проблеме тотального протезирования зубов.

В современных реалиях пациентам требуется все большая степень реабилитации при различных заболеваниях височно-нижнечелюстного сустава, поэтому востребованность гнатологии увеличивается с каждым годом все сильнее. Большое внимание уделяется гнатологии в ортопедической стоматологии и в ортодонтии.

Специалисты в области гнатологии – гнатологи

Как мы и писали выше – гнатология в стоматологии находится на стыке между стоматологией и челюстно-лицевой хирургией и занимается проблемами височно-нижнечелюстного сустава и лицевых мышц. Для лучшего решения проблем в этой области обычно гнатолог объединяется с остеопатами, рефлексотерапевтами или нейромышечными стоматологами.

Врачи гнатологи имеют представление о связи патологий прикуса с болезнями височно-нижнечелюстного сустава и неправильным положением головок нижней челюсти в суставе, из=за которого также может быть неправильное смыкание зубов.

Заболевания лицевых мышц может приводить к асинхронному движению челюсти при пережевывании пищи, что со временем приводит к истиранию сустава или его воспалению.

Гнатология в Москве

Чем же занимается гнатолог?

Гнатолог занимается лечением в основном следующих заболеваний:

• Заболевания диска височно-нижнечелюстного сустава
  • Дисфункциональные расстройства ВНЧС
  • Смещения и неправильное положение суставной головки относительной суставной впадины
  • Боли при жевании в жевательных или мимических мышцах

Также гнатолог занимается:

• Определением центрального соотношения челюстей – это правильное положение челюстей относительно друг друга
  • Определением необходимой высоты между верхней и нижней челюсти – особенно это важно для пациентов со сниженной межальвеолярной высотой на протяжении длительного времени
  • Изготовлением разобщающих или миорелаксирующих капп для лечения болей и скованности в жевательных и мимических мышцах. Сплит гнатология в Москве – это как раз лечение с помощью миорелаксации, то есть расслабления и перепрограммирования жевательных мышц.
  • Создает правильный вариант движения нижней челюсти во всех направлениях и правильное касание зубов друг о друга для стабилизации движений нижней челюсти
  • Гнатология ортопедия: в конце лечения доктор обычно восстанавливает правильную форму жевательных зубов для фиксации нового положения челюстей и правильного, менее травматичного варианта жевания для пациентов с бруксизмом или тотальной стираемостью зубов.

Связь процесса пережевывания пищи с височно-нижнечелюстным суставом

ВНЧС – уникальный сустав в человеческом организме. Во-первых по сути он состоит из двух суставов – правого и левого, во-вторых он вместе с жевательными мышцами делает возможным движение в трех разных направлениях:

• По вертикали – вверх и вниз
  • По горизонтали – вправо и влево
  • Вперед и назад

Если сустав здоров – то все движения при пережевывании пищи, разговоре и зевании происходят без боли и неприятных ощущений.

Если же есть какое-либо заболевание сустава или жевательных мышц – то пациент может ощущать неприятные ощущения от обычных действий, боль или слышать щелчки и хруст в суставе. Помимо всего прочего, этому может способствовать и неправильны, неуравновешенный прикус.

Боли в височно-нижнечелюстном суставе

Чаще всего пациенты при посещении гнатолога говорят о неприятных, болезненных, ноющих ощущениях при обычных движениях нижней челюсти или о невозможности широко открывать рот из-за таких ощущений. Иногда боли достаточно выраженные и дают о себе знать даже без движений.

Самая частая причина болей в суставе нижней челюсти – неправильное положение суставной головки – она перемещается назад и передавливает сосудисто-нервный пучок, что и приводит к боли. При этом суставной диск смещается вперед, что обеспечивает дополнительные неприятные ощущения.

Гнатология в Москве

Также достаточно часто встречается ситуация патологии суставного диска – уменьшение его высоты из-за атрофии или смещение его в переднее положение. В этом случае головка нижней челюсти становится ближе к суставной впадине. Чаще сего такие проблемы возникают при патологической стираемости зубов, глубоком прикусе или преждевременной потере жевательных зубов.

Как вы понимаете, гнатология задачи ставит решить все эти проблемы и дать возможность пациенту совершать все движения нижней челюсти не задумываясь.

Ортодонты и гнатологи

Почти 90 % причин неправильного прикуса заключается не в положении зубов, а находит далеко за пределами зубочелюстной системы.

Сюда можно включить как неправильные размеры челюстей, так и неправильное положение нижней челюсти относительно верхней, проблемы с жевательными мышцами, суставами, и даже патологии позвоночника, мышц шеи и плечевого пояса.

Для установки более точной причины используют такой метод дополнительного исследования, как электромиография. Электромиография – это специальный способ регистрации импульсов во время движения мышц, благодаря которому можно зафиксировать патологии.

При подготовке к ортодонтическому лечению очень важно пройти и консультацию гнатолога – он сможет правильно оценить размеры и положение челюстей относительно друг друга, правильное положение суставной головки нижней челюсти и состояние мышечного аппарата.

Если же начинать ортодонтическое лечение, не учитывая эти факторы – то можно получить крайне плачевные результаты, когда зубы зрительно стоят ровно, но при этом есть множество проблем с суставом – иногда появляется хруст, могут беспокоить подвывихи из-за перерастяжения связок, или при пережевывании пищи зубы верхней и нижней челюсти могут неполноценно смыкаться.

Поэтому на данный момент ортодонты предпочитают работать с гнатологами и остеопатами, чтобы, получив красивые ровные зубы, пациент не начал испытывать боли и неприятные ощущения в других отделах.

Цена гнатологического лечения в городе Москва

Очень сложно сказать общую цену на гнатологическое лечение, так как здесь все строго индивидуально и даже по времени может отличаться на года для разных пациентов с разными патологиями.

Однако если взять этапы, которые проходят все пациенты – то можно дать примерно следующие ориентиры:

• Диагностические мероприятия для постановки правильного диагноза и определения плана лечения могут стоить от 20 до 100 тысяч рублей.
  • Терапия миорелаксации стартует от 35 тысяч рублей.
  • Если говорить о восстановлении формы зубов с помощью керамических вкладок или металлокерамических коронок – то здесь стоимость считается за каждый зуб отдельно. Цельнокерамическая вкладка обойдется вам примерно в 20 тысяч рублей, а металлокерамическая коронка – около 15 тысяч.