Осложнения и ошибки после имплантации зубов

12 ноября 2021

Часто пациенты не рассматривают имплантацию как метод протезирования из-за иррационального страха, так как, пожалуй, из всей стоматологии именно имплантация окутана наибольшим количеством слухов - часто от своих знакомых можно услышать истории про уже их знакомых, что после вмешательства может быть кровотечение, что после имплантации долго и сильно болит челюсть, а также что имплантаты могут не прижиться. Но основные последствия имплантации можно разделить на две основные группы: последствия в связи с операцией.  Основные -- это болезненность и отек мягких тканей. Но даже они возникают достаточно редко, а отторжение имплантата случается всего где-то в 1-2% случаев.

Осложнения и ошибки после имплантации зубов

При имплантации зубов осложнения можно разделить на:

• Ранние.
  • Осложнения после операции.
  • Поздние.

В связи с имплантацией зубов последствия зубов могут наступить в двух основных временных промежутках – раннем, который можно условно разделить на те, которые произошли непосредственно после операции и те, которые возникают в течение полугода после нее. И долгосроные осложнения – уже после приживления имплантатов- зубов осложнениия могут возникать через 2-3 года.

Рассмотрим их по очереди.

Ранние осложнения после имплантации

Здесь очень важно разделить нормальные ощущения после операции – имплантата зуба, последствия и осложнения после имплантации.

Неприятные ощущения после операции — это абсолютно нормально, так как нарушается целостность и травмируется костная ткань. Эти ощущения не опасны для пациента, это нормальная реакция организма на травму, и обычно врач рассказывает, как с ними справиться.Если же возникают именно осложнения,  здесь нужно немедленно обращаться к врачу, так как надо быстро реагировать и исправлять проблему.

К нормальным последствиям имплантации можно отнести:

• Небольшое кровотечение, при котором количество крови незначительное, при этом она сама перестает идти в течение 1 дня.
  • Боль, которая постепенно проходит. Обычно даже при выраженной болевой реакции на третий день становится легче. Хотя боль также зависит от масштабности вмешательства,  очевидно, что при установке 10 имплантатов болеть может дольше, чем при установке одного. Обычно врач выписывает рецепт на обезболивающее, полностью купирующее болевые ощущения после имплантации.
  • Отек.
  • Небольшое повышение температуры до 38 градусов считается нормой.
  • Онемение в области имплантации.
\

Постоперационные осложнения

Здесь мы рассмотрим осложнения самой операции,  которые возникают во время, сразу после и в течение 2 недель после вмешательства. Абсолютное большинство из них достаточно просто решить, если обратиться к своему врачу.

Осложнение

Нормальная реакция организма

Значительное онемение лица – это, скорее всего, повреждение нерва в процессе операции. Но оно,как правило, длится от 2 до 6 месяцев и исчезает само, вследствие восстановления кровообращения и выздоравливает нервная ткань.

Если онемение слабое и локализуется в основном в области расположения имплантатов,  это компрессия от отека после операции. Давление пройдет ,когда рассосется отек,-- и чувствительность полностью восстановится, когда на имплантат дадут нагрузку и появится жевательное давление.

Травматизация гайморовой пазухи. Это может случиться при установке имплантатов на верхней челюсти при неправильном определении имплантата – при установке имплантата может повредиться слизистая оболочка гайморовой пазухи. Последствиями могут стать насморк и гайморит. Лечится, как правило, небольшой операцией. Определить это можно или по начавшемуся гаймориту  или по вытеканию небольшого количества жидкости из носа.

Иногда врачи специально устанавливают имплантаты сквозь гайморову пазуху или отодвигают слизистую в процессе наращивания костной ткани, при этом сохраняется целостность слизистой оболочки гайморовой пазухи.

После операции могут разойтись швы. В таком случае надо обратиться к врачу, чтобы их наложили заново.

Выделение небольшого количества сукровицы в области швов это нормально, особенно при костной пластике.

Обильное кровотечение, продолжающееся больше 3 часов.

Незначительное кровотечение в первые 2 дня – это абсолютно нормально вследствие нарастания отека.

Выпадение имплантата после операции.  Обычно это случается или из-за неправильно подобранного размера лунки для имплантата, или слабой костной ткани челюсти.

Иногда, при наличии сопутствующих заболеваний, заживление костной ткани замедленно и имплантат не остеинтегрируется и через примерно 2-3 недели выпадает. Это считается допустимым и решается переустановкой имплантатов.

Поздние осложнения

Отдаленные осложнения могут произойти как по вине пациента,  например, если пациент не следит за гигиеной полости рта, так и по независящим ни от кого причинам – травма в области имплантата или ухудшение состояния здоровья.

Существует такое понятие как периимплантит . Это воспаление вокруг имплантата. Чаще всего случается из-за недостаточной гигиены полости рта или как последствие вредных привычек. Если не решать эту проблему,  со временем это приведет к отторжению имплантата.

Само отторжение имплантата – это, как правило, достаточно серьезная ситуация. Может случаться как из-за плохой фиксации самого имплантата, так и низкой плотности кости или истинного отторжения инородного тела.

Если рассматривать одномоментную имплантацию и классический двухэтапный метод, то при классическом методе осложнения встречаются реже, хотя и невозможно исключить их совсем.

Причины появления осложнений

• Недостаточно квалифицированный врач.
  • Недостаточная стерильность.
  • Отсутствие адекватной подготовки и планирования.
  • Иногда пациент скрывает какие-то заболевания или врач недостаточно хорошо уточняет анамнез – и в процессе планирования имплантации не учитываются важные факторы, которые могут изменить ее исход.
  • Неожиданные обострения хронических заболеваний.
  • Травматизации в области имплантации.
  • Злоупотребление курением и алкогольными напитками.
  • Несоблюдение рекомендаций.  После операции врач дает рекомендации -- и их необходимо четко  соблюдать.

Можно ли попробовать снова?

Если первая попытка не удалась,  в основном можно попробовать снова. Прежде всего необходимо понять, почему именно была неудачна первая имплантация, и устранить ее причину.

Затем, конечно, необходимо, чтобы прошло какое- то время, так как после удаления имплантата происходит уменьшение количества костной ткани и необходимо, чтобы процесс закончился и количество кости стало стабильным. В связи с этим для повторной имплантации, скорее всего, понадобится костная пластика.

Чтобы избежать ожидания и операции по наращиванию кости,  есть возможность установить имплантаты с немедленной нагрузкой, но этот вариант подойдет только, если необходимо установить не менее 3 имплантатов.

Если повторную имплантацию решено отложить,  то можно обратить внимание на съемное протезирование. Существуют небольшие съемные протезы на 1-3 зуба, по- простому их обычно называют бабочки. На промежуток времени -- от 6 месяцев до 2 лет, они очень хорошо решают проблему отсутствия зубов, даже в эстетических зонах.

В общем, возможность имплантации после возникновения проблем после первой имплантации можно решить, но необходимо обсуждать это со своим врачом.