30 сентября 2021

Диагноз – это логический вывод о состоянии зубов облаченный в термины официальных классификаций зубочелюстных заболеваний.

Что необходимо для постановки диагноза ортопедическому пациенту?

При первом посещении врача-ортопеда проводят обследование пациента. Стоматология ортопедия болезней предусматривает основные и дополнительные методы обследования.

К основным методам обследования относятся:

• Сбор жалоб: в этом пункте доктор опрашивает пациента - на что жалуется пациент прямо сейчас. Соответственно доктор уточняет проблемы, которые с точки зрения пациента необходимо решить: трудности при пережевывании пищи, подвижные зубы, чувствительность в определенных отделах, боли при жевании в области височно-нижнечелюстного сустава, кровоточивость, боли в зубах, покрытых ортопедическими конструкциями и натирание или плохая фиксация зубного протеза.
  • Сбор анамнеза заболевания: здесь врач уточняет временные рамки - насколько давно и насколько интенсивно беспокоят те или иные жалобы.
  • Сбор общего анамнеза:

Перенесенные заболевания: уточняется общее состояние организма, все заболевания, которыми страдает пациент и данные об аллергических реакциях.

Внешний осмотр. Доктор осматривает пациента внешне – кожные покровы, состояние лимфатических узлов, свободное ли открывание рта и любые внешние дефекты.

• Определяют состояние ВНЧС без дополнительных методов обследования, то есть обращают внимание на степень открывания, равномерность движения, наличие щелчков, хруста и боли при движениях в суставе, а также отмечают состояние жевательных мышц.
  • Далее осматривают непосредственно полость рта и составляют зубную формулу. Зубная формула – это краткая таблица, в которой напротив каждого зуба врач делает пометку о кариесе или другом заболевании, покрыт ли этот зуб коронкой, разрушен ли или отсутствует, также отмечается и степень подвижности. Под таблицей делают отметку о наличие, характере и локализации зубного налета.
  • Состояние слизистой оболочки полости рта – отмечается цвет слизистой и ее состояние: степень увлажненности, выявленные патологии.
  • Далее доктор сосредотачивается непосредственно на осмотре зубов, на которые жалуется пациент – их состояние, положение в зубном ряду, стираемость, подвижность, обнажены ли корни зубов и есть ли чувствительность при зондировании или от температурных раздражителей, а также наличие и размер десневых пародонтальных карманов.

Также отдельно описывают состояние пломб или кариозных дефектов, ортопедических конструкций – как съемных, так и не съёмных: состояние вкладок, коронок, съемных протезов – целостность протеза, фиксация протеза, насколько хорошо протез соответствует границам.

• Также врач обращает внимание на прикус- способ смыкания зубов пациентом. Это может дать много данных для определения причины патологии.

К дополнительным методам обследования в ортопедической стоматологии можно отнести:

• Рентгенологический снимок. Обычно ортопедическим пациентам делают ортопантомограмму или, как ее называют сокращенно, ОПТГ. Это большой снимок обеих челюстей и всех зубов. Он позволяет увидеть общую картину и понять, какие дополнительные методы обследования понадобятся. Для уточнения данных по конкретным зубам делают прицельные внутриротовые рентгенограммы – небольшие снимки, на которые помещается 1-3 зуба. На таких снимках изображение зуба получается крупнее и четче, что позволяет увидеть то, что незаметно на большом панорамном снимке.
  • Компьютерная томография. Это по сути продвинутый рентгенологический снимок – благодаря КТ можно получить не один ракурс, а сразу посмотреть со всех сторон и увидеть то, что не видно на плоскостном изображении. Для планирования масштабной ортопедической работы КТ обследование просто необходимо.
  • Постановка диагноза и составление плана лечения пациентам клиники ортопедической стоматологии
  • Магнитно-резонансная томография. Это очень информативный метод для понимания состояния тканей сустава – мышц, хрящей и связок.
  • Специальные методы обследования сустава, например кондилография – это аппаратный способ записи движений сустава или электромиография – это опять аппаратный способ исследования электрической активности мышц.

В итоге, после проведения всех необходимых обследований и осмотров – доктор ставит диагноз ортопедия стоматология на основании полученных данных. Далее в зависимости от диагноза составляется план лечения – у каждого диагноза есть протокол лечения и объективные требования к ситуации в полости рта. В ортопедии стоматологии диагнозы ставят только после тщательного обследования.

Разберем, например разрушение жевательного зуба на нижней челюсти

Пациент пришел с жалобами на скол коронки зуба 46 при еде, при этом болезненных ощущений пациент не испытывает, однако его беспокоит острый край зуба, царапающий язык. Зуб скололся накануне днем.

Пациент отрицает наличие хронических заболеваний, ВИЧ, гепатит и аллергические реакции.

При внешнем осмотре, осмотре состояния височно-нижнечелюстного сустава и состояния слизистой оболочки полости рта патологий не выявлено. В полости рта состояние зубов удовлетворительное, патологий кроме скола зуба 46 не выявлено. Зубной налет скудный – пациент делал профессиональную гигиену полости рта месяц назад.

Прикус у пациента правильный, ортогнатический.

При осмотре сколовшегося зуба 46 отмечаем, что зуб депульпирован, при этом герметизм сохранен – на месте изолирующая прокладка – она защищает пломбировочный материал каналов корня зуба от инфицирования бактериями полости рта. Скол произошел примерно до половины высоты коронки зуба с язычной и дистальной(задней) стороны. При этом размер дефекта коронковой части зуба составляет более половины размера коронки.

Далее мы переходим к дополнительным методам исследования – мы сделаем ОПТГ для выявления возможных дефектов на других зубах и оценки состояния соседних зубов и зубов напротив на верхней челюсти и КТ в области зуба 46, чтобы определить качество пломбирование каналов и наличие воспалений в области корней 46.

На снимках видим, что каналы запломбированы плотно, до апикального отверстия (то есть до конца) и каких-либо просветлений, позволяющих подозревать о наличии воспалений, не отмечается. Соседние зубы витальные и не требуют лечения.

На основании полученных данных можно поставить диагноз:

46 – частичный дефект коронковой части зуба

46 – состояние после полного удаления пульпы

Как мы и говорили ранее ортопедия в стоматологии диагнозы ставятся только на основании тщательного обследования.

Далее составляется пан лечения. В данном случае подготовки к протезированию не требуется, так как каналы хорошо запломбированы, воспалений в области корней не выявлено и скол находится выше уровня десны.

Поэтому план лечения для данного пациента будет выглядеть так:

Изготовление и фиксация штифтовой культевой вкладки зуб 46.

Изготовление и фиксация коронки зуб 46.

На этом ортопедическое лечение зуба 46 будет считаться оконченным и пациенту будет рекомендовано профилактически посещать стоматолога раз в 6 месяцев.